Автоматизация аудита АВТОМАТИЗАЦИЯ АУДИТА и СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ, CRM СИСТЕМЫ
Консультационная, информационная и методологическая поддержка аудиторов и аудиторских компаний.
версия для печати



Стандарт № 3

Введение
Предварительные действия по выполнению аудиторского задания
Общая стратегия аудита
План аудита
Изменения плана аудита, возникающие в ходе проведения аудита
Руководство, надзор и контроль
Документирование
Сообщение информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Дополнительные процедуры при проведении аудита впервые
Приложение. Примеры факторов, которые аудитор может принять во внимание при разработке общей стратегии аудита
Объем аудита
Цели отчетности по результатам выполнения задания, временные рамки аудита и сообщение информации, полученной по результатам аудита руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Руководство аудитом

ПРОЕКТ

Правило (стандарт) № 3
«Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»
(новая редакция)

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к действиям аудитора по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и применяется к проверкам, которые аудитор проводит не в первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения первой проверки аудируемого лица года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него аспекты, приведенные в пунктах 28 и 29 настоящего правила (стандарта).

2. Аудитору необходимо планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективным образом.

3. Планирование аудита в целях снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня предполагает разработку общей стратегии выполнения задания и плана аудита. Планированием аудита должны заниматься руководитель аудиторской проверки и другие руководящие выполнением аудиторского задания участники аудиторской группы, располагающие соответствующим опытом и знаниями, способные принести существенную пользу для повышения эффективности и результативности процесса планирования.

4. Адекватное планирование аудита обеспечивает уверенность в том, что наиболее значимым областям аудита будет уделено должное внимание, потенциальные проблемы будут своевременно выявлены и решены, что организация выполнения аудиторского задания и управление им будут осуществлены надлежащим образом, обеспечивающим его эффективное и результативное выполнение. Правильное планирование также способствует надлежащему распределению работы среди участников аудиторской группы, облегчает руководство заданием, надзор и контроль за работой участников аудиторской группы, и там где это применимо, помогает координировать работу по разным компонентам или работу с экспертами. Характер и объем действий по планированию будут зависеть от масштабов и сложности организации и деятельности аудируемого лица, от предыдущего опыта работы аудитора с аудируемым лицом и от обстоятельств, которые могут меняться в ходе выполнения аудиторского задания.

5. Планирование нельзя рассматривать как отдельный от процесса выполнения задания этап аудита, поскольку оно является продолжающимся и циклическим процессом, который обычно начинается ненамного позже завершения предыдущего аудита (или в связи с таким завершением) и продолжается вплоть до завершения данного задания. Тем не менее, при планировании аудита аудитор должен принимать во внимание временные рамки проведения определенных мероприятий и аудиторских процедур, которые необходимо будет осуществить прежде, чем перейти к дальнейшим аудиторским процедурам.

Например, аудитор до того, как будут выявлены и оценены риски существенного искажения и осуществлены дальнейшие аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные риски, на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в отношении групп однотипных операций, остатков (сальдо) по счетам бухгалтерского учета, представления и раскрытия информации, планирует следующие действия:

а) проведение обсуждения между участниками аудиторской группы;

 

//В пунктах 14 - 19 правила (стандарта) аудиторской деятельности № 34 приведены рекомендации по проведению обсуждений между участниками аудиторской группы по вопросам подверженности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица риску существенного искажения.//

 

б) аналитические процедуры в качестве процедур оценки рисков;

в) получение общего понимания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность аудируемого лица, и того, как аудируемое лицо следует основным принципам и методам ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

г) определение уровня существенности;

д) возможность привлечения экспертов;

е) выполнение других аудиторских процедур оценки рисков.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предварительные действия по выполнению аудиторского задания

6. В начале выполнения текущего аудиторского задания аудитор должен осуществить следующие действия (см. правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»):

а) провести процедуры связанные с решением вопроса о продолжении сотрудничества с клиентом и об особенностях выполнения аудиторского задания;

б) установить возможность соблюдения этических требований, в том числе требований к независимости аудитора;

в) обеспечить понимание условий задания.

Аудитор должен рассматривать вопросы, связанные с возможностью продолжения сотрудничества с клиентом и соблюдения этических норм, в том числе принципов независимости аудитора, в ходе выполнения аудиторского задания всякий раз, когда изменяются какие-то условия или обстоятельства. При этом выполнение в качестве подготовительных действий процедур, связанных с решением вопроса о продолжении сотрудничества с клиентом и соблюдения этических норм, в том числе принципов независимости, должно осуществляться до проведения других существенных действий по выполнению текущего аудиторского задания. Для продолжающихся аудиторских заданий такие подготовительные действия зачастую проводятся ненамного позже завершения предыдущего аудита (или в связи с таким завершением).

7. Целью осуществления таких предварительных действий является достижение уверенности в том, что аудитор учел все события или обстоятельства, которые могли бы неблагоприятно отразиться на возможности аудитора планировать и выполнить задание с приемлемо низким уровнем аудиторского риска. Проведение таких предварительных действий должно способствовать планированию задания в условиях того, что:

а) аудитор соблюдает требуемые принципы независимости и имеет возможность выполнить задание;

б) отсутствуют какие-либо вопросы, ставящие под сомнение честность руководства аудируемого лица, которые могут вынудить аудитора отказаться от продолжения выполнения задания;

в) отсутствуют какие-либо разногласия с клиентом в отношении условий задания.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Общая стратегия аудита

8. Аудитор должен разработать общую стратегию аудита.

9. Общая стратегия аудита устанавливает объем аудита, его временные рамки и действия по руководству аудитом, а также задает основу для разработки детального плана аудита. Составление общей стратегии аудита включает в себя:

а) выявление характеристик задания, обуславливающих его объем, таких как основные принципы и методы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, отраслевые требования к составлению отчетности и особенности различных компонентов аудируемого лица;

б) установление целей отчетности по результатам выполнения задания для планирования сроков аудита и способов и сроков требующегося взаимодействия с аудируемым лицом, таких как сроки предоставления промежуточной и итоговой информации, ключевые даты запланированных встреч с руководством аудируемого лица и представителями его собственника и т. п.;

в) рассмотрение важных факторов, определяющих направление основных усилий участников аудиторской группы, таких как определение соответствующего уровня существенности, предварительное выявление областей с наибольшими рисками существенного искажения, предварительное установление существенных компонентов и остатков по счетам бухгалтерского учета, оценка того, может ли аудитор рассчитывать на получение доказательств операционной эффективности средств системы внутреннего контроля, выявление недавно произошедших изменений в отрасли и деятельности аудируемого лица, или основных принципов и методов ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской).

В ходе разработки общей стратегии аудитор должен также учитывать результаты предварительных действий (см. пункты 6 и 7 настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности), и, если это применимо, должен учитывать ранее полученный опыт проведения аудиторских заданий для данного аудируемого лица. В Приложении к настоящему правилу (стандарту) аудиторской деятельности приводится перечень примеров тех факторов, которые аудитор может принять во внимание при разработке общей стратегии аудита.

10. Процесс разработки общей стратегии аудита позволяет аудитору установить характер, временные рамки и ресурсы, необходимые для выполнения данного задания. В соответствии с вопросами, описанными в пункте 9 настоящего правила (стандарта), и процедурами оценки рисков, аудитором должны быть четко сформулированы следующие аспекты общей стратегии аудита:

а) кадровый потенциал, способный осуществлять рассмотрение конкретных областей аудита, в частности, привлечение в качестве участников аудиторской группы специалистов с надлежащим опытом работы с вопросами повышенного риска, или привлечение экспертов для разрешения сложных вопросов;

б) распределение кадрового потенциала по конкретным областям аудита, например, количество участников аудиторской группы, которым будут поручено наблюдение за пересчетом материально-производственных запасов в местах существенного их сосредоточения, уровень требующегося контроля за работой других аудиторов в случае, если аудит проводится несколькими аудиторскими группами, порядок распределения сметы времени в часах на аудит областей с повышенным риском;

в) распределение кадрового потенциала между этапами аудита (промежуточные, завершающий);

г) порядок осуществления руководства кадровым потенциалом, надзора и контроля за его работой, а именно, когда запланировано проведение инструктажа участников аудиторской группы или обсуждений, как будет осуществляться контроль со стороны руководителя аудиторской проверки или менеджера (например, очные или заочные проверки) и будет ли проводиться обзорная проверка качества выполнения задания.

11. После разработки общей стратегии аудита, аудитор должен приступать к составлению детального плана аудита, охватывающего различные аспекты, обозначенные в общей стратегии аудита, с учетом необходимости достижения целей аудита посредством эффективного использования кадрового потенциала. Несмотря на то, что, как правило, общая стратегия аудита разрабатывается до составления детального плана аудита, эти две составляющие процесса планирования не должны рассматриваться как независимые друг от друга, или обязательно последовательно следующие одна за другой, а скорее, они тесно взаимосвязаны, поскольку изменения в одной составляющей, могут повлечь за собой изменения в другой. В пунктах 14 и 15 настоящего правила (стандарта) приведено более подробное описание процедуры составления плана аудита.

12. При аудите малых хозяйствующих субъектов весь аудит может быть выполнен небольшой аудиторской группой. Как правило, в проведении подобных аудитов участвует руководитель аудиторской проверки (индивидуальный аудитор) и один участник аудиторской группы, или участников аудиторской группы может вообще не быть. Если аудиторская группа является немногочисленной, то и процесс взаимодействия и координирования будет несложным. Разработка общей стратегии аудита малого хозяйствующего субъекта не является сложным процессом и не требует много времени, и зависит от масштабов деятельности аудируемого лица и уровня сложности аудита. Например, основу планирования текущего аудита может составить короткий меморандум (служебная записка), составленный по завершении предыдущего аудита, основанный на анализе рабочих документов аудитора и акцентирующий внимание на проблемах, выявленных в ходе предыдущего аудита, преломленных к текущему периоду (в результате обсуждений с руководителем, являющимся одновременно собственником аудируемого лица).

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

План аудита

13. Аудитор разрабатывает план аудита для того, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

14. План аудита является более детальным документом, чем общая стратегия аудита, включающим описание характера, временных рамок и объема дальнейших аудиторских процедур, следовать которому должны участники аудиторской группы с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Документально оформленный план аудита также должен служить формальным подтверждением надлежащего планирования и проведения аудита, рассмотренным и утвержденным до проведения дальнейших аудиторских процедур.

15. План аудита включает:

а) описание характера, временных рамок и объема запланированных процедур оценки рисков, достаточного для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34;

б) описание характера, временных рамок и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в отношении всех существенных групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации, как предусмотрено в правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 35 (в плане аудита должно быть отражено намерение аудитора относительно проведения тестирования операционной эффективности средств контроля, а также характер, временные рамки и объем запланированных процедур проверки по существу);

в) прочие аудиторские процедуры, обязательные при проведении аудиторского задания, выполнение которых требуется профессиональными стандартами (например, в части общения с юристами, обслуживающими данное аудируемое лицо).

Планирование аудиторских процедур должно осуществляться в ходе всего аудита по мере выполнения плана аудита. Например, обычно планирование проведения аудиторских процедур оценки рисков происходит на начальном этапе аудита, однако, планирование характера, временных рамок и объема конкретных дальнейших аудиторских процедур будет зависеть от результатов выполнения указанных выше аудиторских процедур оценки рисков. Кроме того, аудитор может приступить к проведению дальнейших аудиторских процедур в отношении определенных групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и фактов раскрытия информации раньше, чем в отношении других.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Изменения плана аудита, возникающие в ходе проведения аудита

16. Общая стратегия аудита и план аудита должны приводиться в соответствие с происходящими изменениями в ходе аудита.

17. Планирование аудита – это постоянный и непрерывный процесс, который следует проводить в ходе выполнения всего задания. В результате выявления каких-либо непредвиденных обстоятельств, изменений условий или аудиторских доказательств, полученных в результате выполнения аудиторских процедур, аудитору может потребоваться изменить общую стратегию и план аудита, и как следствие, характер, временные рамки и объем дальнейших аудиторских процедур. Информация, которая попадает в поле зрения аудитора в ходе проведения аудита, иногда может существенно отличаться от информации, полученной на этапе планирования аудиторских процедур. Например, аудиторские доказательства, полученные в результате проведения процедур проверки по существу, могут существенно отличаться от доказательств, полученных в результате тестирования операционной эффективности средств контроля. В таком случае, аудитор должен пересмотреть запланированные аудиторские процедуры с учетом изменений в оценке рисков на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по всем или отдельным группам однотипных операций, остаткам по счетам бухгалтерского учета и случаям раскрытия информации.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Руководство, надзор и контроль

18. Аудитор должен планировать характер, временные рамки и объем действий по руководству аудитом, надзору и контролю за работой участников аудиторской группы.

19. Характер, временные рамки и объем действий по руководству аудитом, надзору и контролю за работой участников аудиторской группы зависят от многих факторов, включая масштабы и сложность деятельности аудируемого лица, области, подлежащие аудиту, рисков существенного искажения и навыков и профессиональной компетентности участников аудиторской группы. В правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» содержатся рекомендации по осуществлению руководства аудиторским заданием, надзору и контролю за работой участников аудиторской группы.

20. Аудитор должен планировать характер, временные рамки и объем действий по руководству аудитом, надзору и контролю за работой участников аудиторской группы, основываясь на оценке рисков существенного искажения. По мере увеличения рисков существенного искажения, влияющих на аудиторский риск, аудитор, как правило, будет увеличивать объем действий по руководству аудитом, надзору и контролю за работой участников аудиторской группы и увеличивать время на их проведение, осуществляя более подробный анализ их деятельности. Также аудитор должен планировать характер, временные рамки и уровень надзора и контроля за работой участников аудиторской группы, исходя из их навыков и профессиональной компетентности.

21. При аудите малых хозяйствующих субъектов весь аудит может быть проведен одним руководителем аудиторской проверки (или индивидуальным аудитором). В таком случае вопросы руководства, надзора и контроля за работой участников аудиторской группы не возникают в силу того, что руководитель аудиторской проверки лично вовлечен во все аспекты аудита и знает все существенные аспекты аудита. Тем не менее, руководитель аудиторской проверки (или индивидуальный аудитор) должен быть уверен, что аудит проводится в соответствии с профессиональными стандартами. Формирование объективного мнения относительно надлежащего характера суждений, сделанных в ходе аудита, может стать на практике проблемой в тех случаях, когда весь аудит проводится одним лицом. В обстоятельствах существования достаточно сложных или необычных вопросов при проведении аудита одним лицом может быть целесообразным обратиться за консультацией к другим лицам, обладающим соответствующей профессиональной компетентностью, или в профессиональное аудиторское объединение.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Документирование

22. Аудитор должен документально оформлять общую стратегию аудита и план аудита, в том числе, внесение в них любых серьезных изменений, произошедших в ходе выполнения задания.

23. При документировании общей стратегии аудита должны быть отражены все основные решения, которые необходимо было принять для надлежащего планирования аудита и сообщения значимых аспектов аудита участникам аудиторской группы. Например, аудитор может обобщить все составляющие общей стратегии аудита в форме меморандума (служебной записки), в котором должны быть указаны все основные решения в отношении общего объема работ, временных рамок и порядка проведения аудита.

24. При документальном оформлении плана аудита должны быть отражены запланированные характер, временные рамки и объем процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур в результате оценки рисков в отношении всех существенных групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом аудитор может использовать стандартные аудиторские программы или вопросники. Однако при использовании таких стандартных программ или вопросников аудитор должен адаптировать их под конкретные условия текущего задания.

25. При документировании любых значительных изменений в первоначальных вариантах общей стратегии аудита или плана аудита аудитор должен указать причины, по которым произошли эти изменения, а также указать действия аудитора в ответ на те события, условия и результаты аудиторских процедур, которые привели к таким изменениям. Например, аудитор вносит изменения в общую стратегию аудита и план аудита в результате произошедшего существенного объединения бизнеса или выявления существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отражение значительных изменений в общей стратегии аудита и плане аудита, и результирующих изменений в первоначально запланированных характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур объясняют окончательный вариант общей стратегии аудита и плана аудита и демонстрируют надлежащий характер действий аудитора, выполняемых в ответ на установленные в ходе аудита изменения.

26. Форма и объем документирования зависят от таких факторов, как масштаб и сложность деятельности аудируемого лица, уровень существенности, объем и содержание других документов, а также условий проведения данного задания.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Сообщение информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника

27. Аудитор может обсудить некоторые аспекты планирования с руководством аудируемого лица и представителями его собственника. Эти обсуждения могут быть проведены в рамках необходимого взаимодействия с представителями собственника аудируемого лица, или с целью повышения эффективности проведения и результативности аудита. Как правило, обсуждения с представителями собственника включают аспекты общей стратегии аудита и временные рамки проведения аудита, включая любые имеющиеся ограничения, или любые дополнительные требования.

Обсуждения с руководством аудируемого лица обычно облегчают проведение задания по аудиту и руководство им (например, координирование проведения некоторых аудиторских процедур и работы сотрудников аудируемого лица). Несмотря на то, что такое общение обычно имеет место, тем не менее, за составление общей стратегии аудита и плана аудита всегда отвечает аудитор. Когда обсуждения включают рассмотрение аспектов общей стратегии аудита и плана аудита, аудитору необходимо с особой осторожностью отнестись к тому, чтобы не подвергнуть опасности результативное проведение аудита. Например, аудитор, рассматривая возможность обсуждения с руководством аудируемого лица характера и временных рамок детальных аудиторских процедур, может поставить под угрозу результативное проведение аудита тем, что аудиторские процедуры станут слишком предсказуемы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Дополнительные процедуры при проведении аудита впервые

28. Аудитору следует выполнить следующие действия, прежде чем приступить к аудиту, проводимому впервые в отношении данного аудируемого лица:

а) провести процедуры, связанные с решением вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим;

б) связаться с предшествующим аудитором, если имела место смена аудитора, как это допускают соответствующие требования Кодекса профессиональной этики аудиторов.

29. Цели и задачи планирования аудита остаются такими же, независимо от того, проводится ли аудит впервые или уже он проводился ранее. Однако если аудит проводится в первый раз, то аудитор должен увеличить объем процедур, связанных с планированием, поскольку у него отсутствует предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом, который обычно принимается во внимание при планировании повторного аудита. При аудитах, проводимых впервые, аудитор, разрабатывая общую стратегию аудита и план аудита, должен принять во внимание следующие аспекты:

а) ознакомление с рабочими документами предшествующего аудитора, если это не запрещено нормативными правовыми актами;

б) все значимые вопросы (включая применение основных принципов и методов ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, правил (стандартов) аудиторской деятельности), которые обсуждались с руководством аудируемого лица и представителями его собственника в связи с первоначальным выбором аудитора, и то, как эти вопросы могут повлиять на общую стратегию аудита и план аудита;

в) запланированные аудиторские процедуры по сбору доказательств в отношении начальных сальдо (см. п. 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»);

г) привлечение к выполнению задания работников аудиторской организации, обладающих навыками и профессиональной компетентностью, соответствующими ожидаемым существенным рискам;

д) прочие процедуры системы контроля качества, установленные в аудиторской организации в отношении аудитов, проводимых впервые (например, в системе контроля качества аудиторской организации может быть установлено требование привлечения еще одного руководителя аудиторской проверки или представителя высшего руководства к изучению общей стратегии аудита до начала проведения важных аудиторских процедур или к контролю аудиторского заключения до его выдачи).

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Приложение

Примеры факторов, которые аудитор может принять во внимание при разработке общей стратегии аудита

В настоящем Приложении приведены факторы, которые аудитор может учитывать при разработке общей стратегии аудита. Многие из этих факторов могут повлиять и на составление плана аудита. Приведенные примеры иллюстрируют ситуации, характерные для многих аудиторских заданий. Возможно, некоторые из приведенных ниже действий должны выполняться в соответствии с требованиями других правил (стандартов), и не все они могут быть актуальными для всех заданий по аудиту, а также представленный перечень, возможно, не является полным. Кроме того, аудитор может их применять в ином порядке, отличающемся от приведенного ниже.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Объем аудита

1. При планировании объема аудита аудитор может рассмотреть следующие факторы:

а) основные принципы и методы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, подлежащей аудиту, включая, любое требующееся их согласование с иными принципы составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) отраслевые особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, например, составление каких то определенных отчетов для представления в соответствующие регулирующие отрасль органы;

в) планируемый объем аудита, например, включающий количество и местонахождение различных компонентов;

г) характер контроля, осуществляемого материнской компанией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

д) проводился ли аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности компаний, включаемых в число консолидируемых, другими аудиторами;

е) характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе, и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

ж) валюта представления финансовой (бухгалтерской) отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

з) необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

и) наличие службы внутреннего аудита, и в какой степени аудитор может полагаться на ее работу;

к) использование аудируемым лицом для подготовки своей финансовой (бухгалтерской) отчетности услуг специализированных обслуживающих организаций, и каким образом аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

л) как можно использовать доказательства, полученные в ходе предыдущих аудитов, например, аудиторские доказательства, связанные с процедурами оценки рисков и тестированием средств контроля;

м) как влияют информационные системы на аудиторские процедуры, в том числе, на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

н) соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой (бухгалтерской) отчетности и влиянием результата этого рассмотрения на процесс аудита;

о) обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с работниками аудиторской организации, ответственными за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

п) возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Цели отчетности по результатам выполнения задания, временные рамки аудита и сообщение информации, полученной по результатам аудита руководству аудируемого лица и представителям его собственника

2. Аудитор может рассмотреть следующие факторы при установлении целей предоставления отчетности по результатам выполнения задания, временных рамок проведения аудита и сообщении информации руководству аудируемого лица и представителям собственника:

а) сроки составления промежуточной и итоговой отчетности, установленные аудируемым лицом;

б) организация встреч с руководством аудируемого лица и представителями его собственника для обсуждения характера, объема и временных рамок аудита;

в) обсуждение с руководством аудируемого лица и представителями его собственника вопросов, связанных с отчетностью аудитора по заданию и сроками ее представления, прочими формами устного или письменного общения, включая аудиторское заключение, письма руководству или иные формы сообщения информации, полученной по результатам аудита;

г) обсуждение с руководством аудируемого лица информации, связанной с организацией выполнения задания по аудиту и результатов аудиторских процедур;

д) общение с аудиторами компонентов по вопросам возможных форм и сроков предоставления отчетности по результатам аудита компонентов, а также по другим вопросам, связанным с аудитом компонентов;

е) планируемые способы и сроки обмена информацией между участниками аудиторской группы, включая характер и сроки проведения обсуждений, и сроки обзорных проверок качества выполнения проделанной работы;

ж) не ожидается ли обмен информацией с третьими лицами по вопросам обязательной или договорной отчетности в ходе аудита.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Руководство аудитом

3. При планировании действий по руководству аудитом аудитор может принять к рассмотрению следующие аспекты:

а) в отношении существенности:

  • установленный уровень существенности для целей планирования аудита;
  • установленный уровень существенности в отношении компонентов, доведенный до сведения аудиторов, осуществляющих аудит компонентов;
  • пересматриваемый и уточняемый по мере выполнения аудиторских процедур в ходе аудита уровень существенности;
  • существенные для целей аудита компоненты и остатки по счетам бухгалтерского учета;

б) области аудита с повышенным риском существенного искажения;

в) влияние оцененных рисков существенного искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности на действия по руководству заданием, надзор и контроль за его выполнением;

г) подбор участников аудиторской группы (а также там, где это уместно, назначение лиц, осуществляющих обзорную проверку качества выполнения задания) и поручение задания, участникам аудиторской группы, включая поручение аудита областей с повышенным риском искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности участникам аудиторской группы с соответствующим опытом;

д) бюджет времени выполнения задания, составленного с учетом необходимости наличия запаса времени на аудит областей, связанных с повышенным риском искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;

е) установление, каким образом аудитору акцентировать внимание участников аудиторской группы на приверженности принципу осмотрительности и поддержании профессионального скептицизма при сборе и оценке аудиторских доказательств;

ж) результаты предыдущих аудитов, в ходе которых проводился анализ операционной эффективности системы внутреннего контроля, включая характер выявленных недостатков и мер по их исправлению;

з) доказательство приверженности руководства к организации и применению надежной системы внутреннего контроля, включая наличие надлежащих регламентов системы внутреннего контроля;

и) объем хозяйственных операций, определяющий целесообразность для аудитора полагаться на систему внутреннего контроля;

к) значение, придаваемое аудируемым лицом системе внутреннего контроля в успешном осуществлении деятельности;

л) существенные изменения в деятельности аудируемого лица, включая изменения в информационных системах и хозяйственных операций, кадровые перестановки ключевых позиций или факты приобретений, слияний и инвестиций;

м) существенные изменения отраслевых особенностей, связанных с составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности;

н) существенные изменения в принципах и методах ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

о) другие существенные изменения, например, в области законодательства, касающегося деятельности аудируемого лица.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Автоматизация аудита - Главная Карта сайта Задать вопрос
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru