ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ. Текущий путь по сайту:
Полная версия
Интеграция с другими системами

Пример разработки Web-интерфейса к программному комплексу Клиент-Коммуникатор

Описание

Web-интерфейс CRM-системы "Клиент-Коммуникатор" работает с двумя категориями пользователей - сотрудниками и клиентами, осуществляя доступ и к базе данных, хранящей сведения о контрагентах, контактных лицах, задачах отдела, а также о сделках и оплатах счетов клиентом. При этом права доступа к коммерческой информации разграничены не только между сотрудниками и клиентами, но и в пределах структуры компании - между руководителем отдела и подчиненными. Приложение решает несколько важных задач, предоставляя сотруднику, находящемуся за пределами компании, оперативный доступ к базе для просмотра и ввода информации, как о потенциальных, так и существующих клиентах, о ходе работы с ним, а также заведение новых сделок и оплат счетов. Также одной из проблем ввода информации является контроль ранее введенных записей, так как ввод дублирующих записей создает различные ошибки при обработке этой информации. В связи с этим реализован механизм фильтрации контрагентов по наименованию. Наряду с этим приложение также позволяет отправить E-mail, как контрагентам, так и контактным лицам и сотрудникам компании, проанализировать рейтинг появления новых клиентов, сделок и загруженность подчиненных. Приложение работает также с заказчиками, позволяя им изменить контактную информацию, при этом все сделанные клиентом изменения будут автоматически отражаться на внутренней базе данных компании.

Инструменты для реализации web-интерфейса

В качестве универсального хранилища данных выступает база данных и соответствующая ей система управления базами данных (СУБД). CRM-система Клиент-Коммуникатор базируется на принципе "Клиент-Сервер", все ее данные хранятся и обрабатываются в одной централизованной базе данных Microsoft SQL Server. Звеном между СУБД и клиентом, где реализовывается логика приложения выступает Web-сервер, поддерживающий технологию доступа к данным ADO и Active Server Pages (ASP).

Реализация

Структура web-интерфейса включает в себя файлы с расширениями .asp, .html и файл global.asa. Содержимое .html - файлов определяет внешний вид страниц сайта. В файлах с расширением .asp кроме HTML-кода содержится также серверный код.

При загрузке web-интерфейса пользователю (сотруднику либо клиенту) предоставляется возможность выполнить авторизованный вход:


Рис.1



Рис.2

Информация о сотрудниках, назначенных им логинах и паролях для входа в комплекс, хранится в системной таблице. Проверка данных, введенных пользователем, производится в серверном скрипте. При успешной авторизации происходит переход в меню навигации приложения (Рис. 3), аналогичное меню CRM-системы (Рис. 4):


Рис.3


Рис.4

Меню состоит из четырех разделов:

Раздел Контрагенты - включает 4 пункта и одно подменю.

Клиенты.

Схема навигации при выборе данного пункта показана на следующем рисунке:


Рис. 5. Кликните мышкой на картинку для ее увеличения


Раздел состоит из двух фреймов.

  1. Нижний левый фрейм содержит справочник контрагентов с реквизитами.
  2. Нижний правый фрейм раздела позволяет:
    • добавить нового контрагента.
      Открывается форма для ввода данных (верхний фрейм) - реквизитов клиента, таких как наименование, телефон, факс, электронная почта и web-адрес, а также характеристик, имеющихся в базе и представленных выпадающим списком: отрасль, тип, маркетинг, статус в отрасли, перспективность. При этом если в справочнике нужной характеристики нет, то ее можно добавить, перейдя по кнопке рядом с выпадающим списком, аналогично тому, как реализовано в CRM-системе:


      Рис.6

      Добавив нужную характеристику, к примеру, новую отрасль, которой принадлежит клиент, управление возвращается к форме ввода, после чего новый контрагент заносится в базу.


      Рис.7

      Также в базу заносится информация, кто и когда ввел новую запись. Проверить правильность ввода можно, обновив справочник клиентов:


      Рис.8

      или непосредственно через CRM-систему:


      Рис.9
    • удалить контрагента, имеющегося в базе:


      Рис.10
    • наложить фильтр по наименованию для контроля уникальности ранее созданных контрагентов, так как ввод дублирующих записей создает различные ошибки при обработке и выводе информации. В приложении реализован механизм фильтрации клиентов по условиям выбора 'отображать', 'не отображать' и 'равно', 'не равно', 'больше', 'меньше', 'между', 'содержит', 'не содержит', 'начинается', 'не начинается'. К примеру, при работе на выставке, сотруднику необходимо занести информацию о контакте с некоторым клиентом. Для быстрого поиска наличия данных о клиенте в базе, особенно, если размеры ее велики, производится выборка отображать контрагентов, наименование которых содержит 'часть наименования контрагента':


      Рис.11

      Результат выборки:


      Рис.12
    • изменить запись, открыв карточку клиента, имеющегося в базе:


      Рис. 13.

      В карточке клиента возможно изменить его реквизиты и характеристики, а также просмотреть информацию по контактным лицам;
    • обновить справочник контрагентов;
    • отправить письмо на электронный адрес выбранного контрагента

  • Предприятие. В разделе открывается карточка предприятия с реквизитами, взятыми из базы. Возможно редактирование полей формы с сохранением сделанных изменений:


    Рис.14
  • Рейтинг появления новых клиентов в текущем году. Для построения графика появления новых клиентов пишется запрос к базе данных, суммирующий контрагентов, добавленных в одном месяце: группировка производится по дате создания контрагента. В цикле рисуются диаграммы, размер которых регулируется значением переменной, равной количеству клиентов:


    Рис.15
  • Мои клиенты. Сотрудник видит только своих клиентов, то есть тех, куратором которых он является. Выборка производится по идентификационному номеру сотрудника.
  • Подменю характеристики. Включает все служебные справочники, использующиеся при заведении нового клиента: отрасли, типы, статусы, перспективность, города и области. При этом в каждом из перечисленных справочников реализована возможность внесения новых данных, удаления существующих и каждая запись справочника содержит атрибуты наименования, даты создания и пользователя, добавившего новую запись:


    Рис.16

  • Меню Физические лица содержит два пункта.
    1. Контактные лица. Схема навигации выглядит так:


      Рис.17

      Раздел состоит из трех фреймов: верхний левый содержит справочник контактных лиц контрагентов, правый - форму внесения нового контактного лица в базу. Информация о дате создания и пользователе, создавшем запись, фиксируется и видна в CRM-системе:


      Рис.18. Связь с CRM-системой.

      Сотруднику предоставлена возможность отправки письма по электронной почте контактным лицам определенного контрагента. По гиперссылке запускается почтовая программа Microsoft Outlook, в поле 'Кому' которой записывается электронный адрес выбранного контактного лица, после по кнопке 'отправить e-mail' возможно создать сообщение для другого контактного лица этого же контрагента.

  • Меню Работы - основа любой CRM-системы.
    Задачей CRM-системы является не только ведение общей клиентской базы, но и фиксация всех аспектов взаимоотношений с контрагентами - на каких условиях был привлечен клиент, какими услугами он пользуется, какие товары он приобретает, какую доходность обеспечивает. Раздел ведения работ и контактов обеспечивает четкость, планирование и контроль действий менеджера. Сотрудник может, как запланировать новые контакты, то есть использовать раздел в качестве информационного органайзера, так и завести осуществившийся контакт. Схема навигации в разделе:


    Рис.19

    В режиме сотрудник, являющийся подчиненным, может добавить новую работу, а руководитель - как добавить работу, так и назначить ее подчиненному. То есть автором работы является пользователь сессии, он же назначает исполнителя. Для анализа истории взаимоотношений с клиентами реализованы следующие возможности:
    • просмотр просроченных работ и контактов
    • просмотр всех работ, при этом сотрудник отдела видит лишь "свои" работы, то есть те, автором либо исполнителем которых он является. А руководителю доступны как свои, так и работы всех его подчиненных;
    • анализ работ по привлечению новых клиентов и осуществлению новых сделок в отделе маркетинга за год:


      Рис.20
    • анализ годовых работ по внедрению и внутренних задач отдела информационных технологий;
    • в режиме 'Мои подчиненные: текущая неделя' руководитель отдела может просмотреть все задачи выбранного подчиненного, планируемые и завершенные на текущей неделе:


      Рис.21
    • аналогично в режиме 'Мои подчиненные: текущий месяц' проведен полный анализ работ по привлечению клиента в текущем месяце. Подменю 'Дополнительно' включает все основные справочники, использующиеся при заведении новой работы:


      Рис.22
    В справочник можно как внести новые данные, так и удалить уже существующие в базе записи, содержащие атрибуты наименования, даты создания и пользователя, добавившего новую запись:


    Рис.23
  • Раздел Сделки.
    • Сделки. Схема навигации при выборе данного пункта меню показана на следующем рисунке:


      Рис. 24.

      Раздел состоит из трех фреймов. Первый фрейм является управляющим для третьего, а во второй загружаются все основные справочники. Навигация раздела позволяет:
      • добавить новую сделку. При этом если пользователь установит флажок 'Добавить спецификации счета', то сотрудник сможет заполнить номенклатор сделки, внеся необходимые данные о цене и количестве товара;
      • просмотреть спецификации и все произведенные оплаты по сделкам;
      • просмотреть те сделки, поставка которых просрочена;
      • просмотреть те сделки, оплата которых просрочена;
      • просмотреть сделки, находящиеся в работе на текущий момент времени;
      • рейтинг появления новых сделок в текущем году:


        Рис.25
  • Журнал оплат
    Реализована возможность занести, а также удалить информацию об оплате счета по сделке, где указывается сумма, дата и форма оплаты. Аналогично, подменю 'Дополнительно' включает все основные справочники, использующиеся при заведении новой сделки: номенклатор, товары, формы оплаты, этапы сделок, задачи по сделкам, результаты и состояния:


    Рис.26

    Для автоматизации доступа клиентов к CRM-системе, внедренной на предприятии, в приложении реализован раздел для клиента, вход которого в приложение является авторизованным. При успешной авторизации открывается карточка клиента, аналогичная карточке CRM-системы, в которой клиент может поменять информацию о себе, например, при смене номера телефона:


    Рис.27

    Rambler's Рейтинг@Mail.ru/ liveinternet.ru